Указом №145 «О совершенствовании организации дорожного движения» предусмотрены существенные изменения действующих Правил дорожного движения. Начало действий изменений — октябрь 2022 года. Поговорим об изменениях более предметно.
Документы, подтверждающие наличие техосмотра, теперь не обязательно брать с собой. Заключали страховку в электронном формате? Еще минус одна бумажка. Получили идентификационную карту гражданина? Они заменят права.
Из обязательных документов при себе, которые нужно будет предоставлять для проверки сотрудникам ГАИ по требованию, остаются только права (если не оформлены биометрические документы) и техпаспорт.
Сейчас ПДД предписывает пешеходам перед пересечением проезжей части по переход убедиться в безопасности начала этого движения. В новой редакции Правил, шагнув по «зебре», проверять дорожную обстановку необязательно: водитель обязан предоставить преимущество как пешеходам, так и велосипедистам, с момента начала движения по «зебре».
Можно забыть вечные споры о том, что считать выполненным требованием «уступить дорогу» пешеходу. В новой редакции Правил закрепляется правило двух полос: то есть водитель предоставил преимущество пешеходу, если расстояние между ТС и приближающимся человеком составляет минимум 2 полосы движения.
А вот велосипедистам, которые не обязаны больше спешиваться при пересечении проезжей части, водитель по-прежнему обязан «уступить дорогу».
Водителю запрещается использовать смартфон и другие девайсы, если их приходится держать в руке или «воздействовать на них рукой». Разговоры — только через наушники или громкую связь.
Также изменения в ПДД запрещают ездить на велосипеде, мотоцикле и СМП «без рук» и не держа ноги на педалях (подножках).
Решен еще один извечный спор. Правки в ПДД официально закрепляют статус круговых перекрестков как и любых других перекрестков: сигнализировать правым или левым «поворотником» другим водителям о намерении съехать на круговой перекресток точно НЕ нужно.
При движении на зеленую «стрелку» светофора необходимо учитывать сигналы основных секций:
Действующая редакция ПДД предполагает движение со скоростью 110 км/ч по автомагистралям и дорогам для автомобилей, если знаками не предусмотрено другое. Этот лимит повышается до 120 км/ч для дорог, обозначенных соответствующим зеленым знаком 5.1. А вот по остальным загородным дорогам без изменений: не больше 90 км/ч.
Любителям оставлять машину на местах для зарядки электротранспорта и под знаком «для людей с ограниченными возможностями» придется менять привычки: новая редакция ПДД предусматривает эвакуацию машины за такие нарушения.
Зато теперь можно будет останавливаться на проездах во двор со стороны жилой застройки, а также ближе 10 метров до дверей магазинов и ворот гаражей: но только до 5 минут.
В легковой машине должен лежать огнетушитель объемом от 1 литра, в грузовике — от 2х литров.
Прикупить светоотражающий жилет тоже не будет лишним: новые ПДД обязывают водителя надевать его в случае, когда пришлось остановиться на проезжей части.
Велосипедистам для поездок за чертой города тоже теперь обязательно надевать светоотражающие жилеты в темное время суток.
Две недели в начале и конце каждого учебного года новая редакция ПДД обязывает водителей включать ближний свет фар.
Наконец определены понятие и правила передвижения электрических самокатов и пр. — новая редакция ПДД называет сигвеи средствами персональной мобильности и приравнивает к пешеходам.
Среди требований — исправные руль и тормоза, фликер на человеке, включенный фонарь — на СМП. Шлем не обязателен.
Передвигаться на СМП предлагается по велодорожке или тротуару, если таковая отсутствует. Скорость ограничена 25 км/ч, создавать препятствия пешеходам нельзя. Возрастной ценз — от 14 лет, во дворах — без ограничений. А вот пассажиров катать на СМП теперь нельзя, если это не предусмотрено конструкцией средства передвижения.
Также нельзя пользоваться СМП в состоянии опьянения. ГАИ сможет требовать медосвидетельствование и пешеходов, и управляющих СМП.
Запрещается перевозить нетрезвых пассажиров на мопедах и мотоциклах, велосипедах и СПМ. Исключение — только боковой прицеп мотоциклов.
О велосипедистах новые ПДД тоже не забыли. Теперь им можно двигаться по проезжей части; правда, в обозначенных зонах и со скоростным лимитом. Подобные зоны появятся в историческом центре и микрорайонах плотной застройки.
Велоспортсменам новые Правила разрешат проводить тренировки на дорогах общего пользования, правда, для этого их должен «прикрывать» автомобиль с оранжевым маячком.
Для детей до 7 лет в качестве пассажиров велосипеда предусмотрено детское сиденье и защитный шлем.
Устанавливать зеркало заднего вида на велосипед теперь необязательно.
Электромобили теперь имеют право двигаться по полосе, выделенной для автобусов. Вместе с мерами по доступности электрозарядной инфраструктуры эти изменения призваны стимулировать белорусов переходить на электротранспорт.
Теперь совместно со знаком ограничения максимальной скорости будут устанавливать еще знаки:
Для фотофиксации любых нарушений ПДД, помимо скорости, предусмотрели знак «Контроль выполнения требований ПДД».
В зоне действия новых знаков «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения» соответственно будет дополнительно контролироваться скорость передвижения, согласно указанной на знаке.
Появится знак, запрещающий движение на отдельных участках на сигвеях, электросамокатах и пр. — «Движение на средствах персональной мобильности запрещено».
Экспериментальный знак «Велосипедная и пешеходная дорожки» новые ПДД закрепляют. Добавятся знаки «Дорога с велосипедной дорожкой» и «Велосипедный переезд».
Добавятся и новые таблички к знакам:
Добавится знак «Станция для зарядки электромобилей».
Изменится цвет временной разметки: сейчас она наносится оранжевой краской, а будет — желтой.
Текст подготовлен специально для компании Мир.Авто.